вторник, 10 апреля 2018 г.

Учение о трех гунах в Аюрведе. Что такое гуны материальной природы?

Восточная философия определяет, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во власти трёх состояний — благости, страсти и невежества.  Эти состояния называются гунами.

Слово «гуна» в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «верёвка».
Гуна — это энергия, которая «окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи.
Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны, но поскольку они смешиваются, их может быть безграничное множество. Это как три цвета - желтый, красный и синий образуют всю палитру цветов, так и любая материальная точка пространства, объект, человек в материальной вселенной характеризуются своим сочетанием трех гун, своей энергетической окраской.
Поэтому одна и та же душа, попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному. Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить своё предназначение.

Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального. 
Гуны влияют на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели, настроения, предпочтения. Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда, работа, воспитание детей, учёба, религия, наука, жильё и так далее.
Гуны везде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы. Здесь все опутаны верёвками материальной природы, гунами, которые для большей силы сплетены между собой.  

Концепция о трех гунах - фундаментальный и один 
из основополагающих законов Аюрведы.

Также гуны - это одно из главных понятий в Аюрведе, описывающее  основные качества Природы.
Не разобравшись с этой концепцией, очень трудно будет понять остальные понятия и законы Аюрведы.
 
Итак, гуны - их три:

Саттва (Благость) – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;

Раджас (Страсть)-  страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;

Тамас  (Невежество)-бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.

Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире.
 Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. 
Любое явление в окружающем мире имеет своё преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние. 

Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: 
Воздух Эфир Вода Огонь Земля , 

а наш разум характеризуется 3-мя Гунами:

Саттва – знания, чистота, непорочность
 
Раджас – действие, страсть
 
Тамас – инерция, невежество
 
Гуны ещё называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. 
Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса. 

Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбуждённо или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит к стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
 


Гуна благости (Саттва)

Cаттва-гуна (гуна благости) отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания. 

Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворённость, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга. 

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), оно идет изнутри из сердца, и тогда человек действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам. 

Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха. 

Но здесь есть две проблемы, которые приводят человека к деградации в гуне благости: 
• привязанность к знанию 
• привязанность к счастью 
Привязанность к знанию порождает гордость и чувство превосходства, а к счастью — порождает желание сохранить своё положение, и человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею. 

Основные эффекты от  гуны благости:
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо. 
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. 
• Гуна благости порождает истинное знание. 
• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения Аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости. 
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешённость относится к гуне благости. 
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. 
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться её плодами, называют деятельностью в гуне благости. 
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остаётся невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости. 
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведёт к освобождению, является разумом в гуне благости. 
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремлённым в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. 

Как проявляется гуна благости? 
Гуна благости: 
• ценятся качества характера 
• чистота, опрятность 
• в несчастьях человек считает виновным себя 
• речь простая и деликатная 
• жизнь начинается утром 
• счастье находится в настоящем (я счастлив здесь и сейчас от того что я делаю, от круга общения и т. д.) 
Если гуна невежества и страсти обычно сами по себе присутствуют в нашей жизни, то гуну благости необходимо осознанно развивать и вносить в свою жизнь. 

Раджа-гуна.

Раджа-гуна (гуна страсти) отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Проявляет в человеке как жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в городе, неудовлетворённость даже при успехе, ложная гордость, желание большего успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.

Наш современный мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с соперничеством, достижением и удержанием материальных благ. 

Понимание счастья здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что происходит в мире.
Состояние счастья обычно временное, например, купил новую машину и рад целый месяц (!), а потом снова хочется чего-то нового.

Алчность и жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он:
          привязывается к деятельности
         привязывается к плодам деятельности
В итоге алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам, и связанный гуной страсти, человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других веществ, проводит ночи в клубах и т. п. 

Так он деградирует, попадая под влияние гуны невежества.  Или наоборот берется за ум, начинает духовную практику и поднимается в гуну благости. Постоянно находиться в ней не получится, или вниз, или вверх.

Эффекты гуны страсти:
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуёмное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, солёная, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почёт, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчёте на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретёт подлинного плода отрешённости.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к её результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. 

Как проявляется гуна страсти:
          попытка всё использовать для своей выгоды (людей, обстоятельства…)
          оценивается внешний вид, одежда, аксессуары
          резких запах, чрезмерное использование парфюма
          человек винит в своих несчастьях жизнь, судьбу, других
          в речи много научных слов, терминов, изысканных выражений
          жизнь начинается днём
          счастье находится в будущем (счастье будет потом, сначала мне нужно сделать то-то или дождаться того-то…)
  
Тама-гуна

Тама-гуна, Тамас-Гуна (гуна невежества) порождает разрушение и уничтожение. 

Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище.

Вся деятельность, связанная с гуной невежества, обычно сопровождается гневом, насилием, скорбью. Например, люди, принимающие интоксикации (алкоголь в больших количествах, наркотики), живут в гуне невежества. 

Понимание счастья в этой гуне такое, что пусть всем будет плохо, и только мне хорошо. Но истинного счастья здесь нет и быть не может.

Гуна невежества опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше деградирует и опускается до животных форм существования.

Если человек не прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный мир.

Эффекты гуны невежества:
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, связанная  с насилием, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишённая рассудительности, порождена гуной тьмы.
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порождённое сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.
 
Как проявляется гуна невежества?
Гуна невежества
  • человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя
  • неряшливость, нечистоплотность
  • нечистый запах, запах алкоголя, кофе, сигарет и т. п.
  • всегда виновны другие
  • речь грубая, в том числе мат
  • жизнь начинается вечером
  • счастье находится в прошлом (воспоминания о том, что вот тогда-то было хорошо…)
Гуны материальной природы пронизывают всё наше существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы заслужили. 

А теперь определите, какая гуна в вас преобладает и какой вид счастья вы имеете сейчас и ожидаете в будущем.

Читать еще по данной теме: 






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.