Восточная философия
определяет, что всё материальное мироздание и все живые существа находятся во
власти трёх состояний — благости, страсти и невежества. Эти состояния
называются гунами.
Слово «гуна» в переводе с
санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «верёвка».
Гуна — это энергия, которая
«окрашивает» духовное живое существо в разнообразные качества материи.
Материальная природа имеет всего три качества, или три гуны, но поскольку они
смешиваются, их может быть безграничное множество. Это как три цвета - желтый, красный и синий образуют всю палитру цветов, так и любая материальная точка пространства, объект, человек в материальной вселенной характеризуются своим сочетанием трех гун, своей энергетической окраской.
Поэтому одна и та же душа,
попадая под влияние различных гун, проявляет себя по-разному. Таким образом,
понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые
связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить своё
предназначение.
Следует сразу заметить, что, поскольку в
духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную
природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.
Гуны влияют
на сознание всех живых существ — на наши интересы, поведение в обществе, цели,
настроения, предпочтения. Всё находится под их влиянием — люди, общение, еда,
работа, воспитание детей, учёба, религия, наука, жильё и так далее.
Гуны везде
и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом
состоянии духа вне гун природы. Здесь все опутаны верёвками материальной
природы, гунами, которые для большей силы сплетены между собой.
Концепция о трех гунах - фундаментальный и один
из основополагающих законов Аюрведы.
Также гуны - это одно
из главных понятий в Аюрведе, описывающее основные качества Природы.
Не разобравшись с этой концепцией, очень трудно будет понять остальные понятия и законы Аюрведы.
Итак, гуны - их три:
Саттва (Благость) – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;
Раджас (Страсть)- страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
Тамас (Невежество)-бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.
Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни.
Любое явление в окружающем мире
имеет своё преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Все три Гуны
обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции
изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток,
диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится
Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное
состояние.
Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов: Воздух Эфир Вода Огонь Земля ,
а наш разум характеризуется 3-мя Гунами:
Саттва – знания, чистота, непорочность
Раджас – действие, страсть
Тамас – инерция, невежество
Гуны ещё называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбуждённо или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит к стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
Гуна благости
(Саттва)
Cаттва-гуна (гуна благости) отвечает за поддержание жизни и ей свойственно качество знания.
Характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность, свежесть чувств, спокойствие, аскетизм, терпение, честность, мудрость, религиозность, сила, здоровье, решимость и энтузиазм в исполнении долга, в том числе при неудачах, свобода от привязанностей, ясное сознание даже во сне, милосердие, управление чувствами и умом, понимание души, удовлетворённость, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, благотворительность по отношению к достойной личности, сопровождающаяся чувством долга.
Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), оно идет изнутри из сердца, и тогда человек действует согласно своему предназначению и желает счастья всем живым существам.
Человек в благости ведёт чистый образ жизни, обретает знание и ощущает счастье, освобождаясь от греха.
Но здесь есть две проблемы, которые приводят человека к деградации в гуне благости:
• привязанность к знанию
• привязанность к счастью
Привязанность к знанию порождает гордость и чувство превосходства, а к счастью — порождает желание сохранить своё положение, и человек вовлекается в борьбу за существование, для которой характерна гуна страсти, и постепенно обуславливается ею.
Основные эффекты от гуны благости:
• Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо.
• Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается.
• Гуна благости порождает истинное знание.
• Пища, которую предпочитают люди, находящиеся в гуне благости, увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Это сочная, маслянистая, здоровая пища. С точки зрения Аюрведы молоко и молочные продукты, рис, пшеница, фрукты, овощи, одним словом, вегетарианская пища, - относится к гуне благости.
• Когда человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешённость относится к гуне благости.
• Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.
• Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться её плодами, называют деятельностью в гуне благости.
• Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остаётся невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
• Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведёт к освобождению, является разумом в гуне благости.
• Решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремлённым в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости.
Как проявляется гуна благости?
Гуна благости:
• ценятся качества характера
• чистота, опрятность
• в несчастьях человек считает виновным себя
• речь простая и деликатная
• жизнь начинается утром
• счастье находится в настоящем (я счастлив здесь и сейчас от того что я делаю, от круга общения и т. д.)
Раджа-гуна.
Раджа-гуна (гуна страсти) отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым
стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю.
Проявляет в человеке как жадность, похоть, привязанность, сепаратизм, желание
борьбы, переживания за престиж и удачу, героизм, доблесть, сила, решимость,
находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить, периодические
страдания, потеря духовного знания, ослепление личными желаниями, жизнь в
городе, неудовлетворённость даже при успехе, ложная гордость, желание большего
успеха, чем у других, оправдание своих поступков силой, желание слушать
прославления в свой адрес, осмеяние других, полное нежелание давать
пожертвования, благотворительность в расчёте на возмещение или ради престижа.
Наш современный
мир преимущественно находится в гуне страсти: вся деятельность связана с
соперничеством, достижением и удержанием материальных благ.
Понимание счастья
здесь таково, что пусть будет хорошо мне и моим близким, и не особо важно, что
происходит в мире.
Состояние счастья обычно временное, например, купил новую
машину и рад целый месяц (!), а потом снова хочется чего-то нового.
Алчность и
жадность вовлекают человека в бурную деятельность и он:
• привязывается к деятельности
• привязывается к плодам деятельности
В итоге
алчность заставляет стремиться всё к новым вершинам, и связанный гуной страсти,
человек начинает больше работать, его ум становится беспокойным, накапливается
усталость и, желая отвлечься, он отупляет себя с помощью алкоголя и других
веществ, проводит ночи в клубах и т. п.
Так он деградирует, попадая под влияние
гуны невежества. Или наоборот берется за ум, начинает духовную практику и поднимается в гуну благости. Постоянно находиться в ней не получится, или вниз, или вверх.
Эффекты гуны страсти:
• Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она
связывает воплощённое живое существо узами материальной корыстной деятельности.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуёмное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, солёная, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почёт, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчёте на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретёт подлинного плода отрешённости.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к её результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
• Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуёмное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.
• Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью.
• Действия, совершенные в гуне страсти, приносят человеку страдания.
• Гуна страсти разжигает алчность.
• Чрезмерно горькая, кислая, солёная, пряная, острая, сухая и очень горячая пища нравится людям, находящимся в гуне страсти. Такая пища является источником горя, страданий и болезней.
• Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почёт, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
• Пожертвование, сделанное в расчёте на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
• Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретёт подлинного плода отрешённости.
• Представления о том, что живое существо суть материальное тело и что с гибелью тела уничтожается и его сознание, называют знанием в гуне страсти. Тот, кто обладает им, считает, что материальные тела отличаются друг от друга по уровню развития сознания, и не признает существования души как источника сознания. Такие люди отождествляют тело с душой и отрицают существование души независимо от тела. Они утверждают, что сознание является временным, или же, отрицая существование индивидуальных душ, признают существование вездесущей, исполненной знания души, а тело считают временным проявлением невежества. Другие считают, что вне тела не существует ни индивидуальной, ни высшей души. Все эти представления порождены гуной страсти.
• Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти.
• Если человек привязан к деятельности и к её результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под вилянием гуны страсти.
• Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти.
Как проявляется
гуна страсти:
• попытка всё использовать для своей
выгоды (людей, обстоятельства…)
• оценивается внешний вид, одежда,
аксессуары
• резких запах, чрезмерное использование
парфюма
• человек винит в своих несчастьях
жизнь, судьбу, других
• в речи много научных слов, терминов,
изысканных выражений
• жизнь начинается днём
• счастье находится в будущем (счастье
будет потом, сначала мне нужно сделать то-то или дождаться того-то…)
Тама-гуна
Тама-гуна, Тамас-Гуна (гуна невежества) порождает разрушение и уничтожение.
Характеризуется такими качествами,
как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь,
глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство,
лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений
священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация,
паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи,
несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях,
самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище.
Вся деятельность,
связанная с гуной невежества, обычно сопровождается гневом, насилием, скорбью.
Например, люди, принимающие интоксикации (алкоголь в больших количествах,
наркотики), живут в гуне невежества.
Понимание счастья в этой гуне такое, что
пусть всем будет плохо, и только мне хорошо. Но истинного счастья здесь нет и
быть не может.
Гуна невежества
опускает человека на дно жизни, лишая рассудка. В результате он всё больше
деградирует и опускается до животных форм существования.
Если человек не
прилагает усилий, чтобы возвышать своё сознание, и «просто живёт», он неминуемо
вынужден будет деградировать, опускаясь всё ниже и ниже. Деградация же всегда
сопровождается ощущением неудовлетворённости и несчастья. Таков материальный
мир.
Эффекты гуны невежества:
• Оказавшись
под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму,
делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди
делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны
трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание
продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, связанная с насилием, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишённая рассудительности, порождена гуной тьмы.
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порождённое сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Пища, связанная с насилием, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишённая рассудительности, порождена гуной тьмы.
• Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порождённое сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества.
Как проявляется гуна невежества?
Гуна невежества
- человек ни с чем и ни с кем не считается и хочет жить для себя
- неряшливость, нечистоплотность
- нечистый запах, запах алкоголя, кофе, сигарет и т. п.
- всегда виновны другие
- речь грубая, в том числе мат
- жизнь начинается вечером
- счастье находится в прошлом (воспоминания о том, что вот тогда-то было хорошо…)
Гуны материальной природы пронизывают всё наше
существование и принуждают сполна «насладиться» тем счастьем, которое мы
заслужили.
А теперь определите, какая гуна в вас преобладает и какой вид
счастья вы имеете сейчас и ожидаете в будущем.
Читать еще по данной теме:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.